Родителям о подготовке к ЕГЭ

Родителям о подготовке к ЕГЭ

  Рощина О.В.©

Родители и подготовка к ЕГЭ.

         Официальный информационный портал ЕГЭ  http://ege.edu.ru

       

      Часто в  вопросах родителей звучит  такая тревожащая их тема как ГИА  и ЕГЭ  -  Государственная Итоговая Аттестация  и  Единый Государственный Экзамен. ГИА и ЕГЭ подводят черту под  9 и  11-летним образованием школьника, их результаты являются пропуском в средние и высшие профессиональные учебные заведения.  И, конечно, все без исключения расценивают выпускные экзамены как важнейшую веху в жизни человека, определяющую его будущее. Иногда эти экзамены воспринимаются как нечто фатальное, и  ожидание неудачи ( а «планка» определяющая  удачность или неудачность разная  в каждой семье) может  омрачить  жизнь и родителей и школьника на пару лет 10-11 класса.

   Нужно заметить, что на сегодняшний день уже не скажешь про ЕГЭ, что это новая форма проведения экзамена. За несколько лет школьники привыкли к ней, и стрессирующая  неизвестность  превратилась в обычную предэкзаменационную тревогу. 

    Давайте попробуем рассмотреть, что мы можем сделать, чтобы помочь нашим детям пройти через испытание  экзаменом благополучно.

Опыт  снижает страх.

                  Во всех сферах жизни мы можем заметить, что все то, что нам известно уже не страшно.

        Очень хорошо, если ваш ребенок с младших классов участвует в школьных олимпиадах по различным предметам. Олимпиады  состоят из заданий различных по форме, часто проводятся не в «родной» школе, а  «на выезде»  - это очень похоже на ЕГЭ.

     В школах весной обязательно  организуется  пробный экзамен в той же форме, что и официальный ЕГЭ, на котором выпускники могут оценить свои возможности. По его результатам можно сделать выводы о сильных и слабых зонах своих знаний и умений,  и  потренировать те сферы, которые нужно усилить.

       С недавних пор организаторами  ЕГЭ специально разрабатываются   тренировочные  варианты для  подготовки к ЕГЭ и ГИА – их можно скачать из интернета, распечатать и потренироваться в выполнении разных видов заданий  самостоятельно,  оценивая, в каких разделах удается достигнуть хороших результатов, а что нужно отработать дополнительно.

   Можно посмотреть  демонстрационный вариант КИМов ЕГЭ по русскому языку  здесь:  http://russkiy-na-5.ru/articles/884

     Существуют также on-line тренажеры ЕГЭ. Очень неплохо сделан такой сервис у Яндекса: http://ege.yandex.ru

 

 Саморегуляция  и планирование 

    Здесь нужно сказать о том, что многие ребята не умеют распределять время в ходе выполнения заданий, не научились расставлять приоритеты, конструктивно оценивая свои сильные и слабые стороны.   

         Экзаменационные задания собраны в несколько разделов разной степени сложности. Соответственно, временные затраты на них будут разные. Когда выполняются тренировочные тесты  можно отметить, что получается лучше и сколько времени те или иные задания требуют на выполнение. Исходя из этого опыта,  спланировать стратегию и временные рамки для различных частей экзаменационного теста, продумать, что нужно решить в первую очередь, а что отложить на оставшееся время, научиться выделять время на проверку своих ответов.

     Родителям вместе с  ребятами надо продумать оптимальный режим дня во время подготовки к экзаменам. Для кого-то  утренние часы будут наиболее результативны, кто-то «включается» во второй половине дня.  В дни перед экзаменами нельзя забывать о том, что свежий воздух и движение, полноценный сон и здоровая, регулярно принимаемая  пища   – жизненно необходимые факторы.  Во время занятий  раз в час  полезно делать перерывы  на 10-15 минут, тогда выученное будет лучше усвоено.

Релаксация

Постарайтесь сами быть спокойными в период, когда ваш ребенок сдает экзамен. Тревожность передается как вирус и может ослабить   психологически и физически того, кому нужна силы и интеллектуальная собранность. Поэтому было бы очень хорошо освоить различные способы приведения в порядок своей эмоциональной сферы.  Одним из проверенных средств является  релакслация. Скажем по секрету, что те, кто  умеет расслабляться, и регулярно это практикует, живет дольше. 

    Под релаксацией имеется в виду именно работа по расслаблению различных мышечных зон  и всего тела в целом.  Можно использовать различные методики:

  • аутотренинг
  • дыхательные упражнения (к примеру  «Дыхание на 4»: на 4 счета вдох, на 4 счета пауза-задержка, на 4 счета выдох,  на 4 счета пауза-задержка.  Пара минут такого дыхания хорошо снимает напряжение и приводит эмоции в порядок.)
  • чередование  мышечного напряжения-расслабления
  • теплые ванны перед сном с хвойным экстрактом или   эфирными маслами  лаванды и шалфея.
  • можно  научиться выполнять упражнения из комплекса «Образовательной кинезиологии», они  помогают снять напряжение, и при этом  сосредоточиться.  Упражнения налаживают  межполушарное взаимодействие в головном мозге, что обеспечивает наилучший результат во время интеллектуальной нагрузки. Некоторые из этих   упражнений можно выполнять и во  время экзамена.  
  • йога, цигун,  различные танцы, плавание также позволяют снять напряжение, «отработать» те выбросы адреналина, которые вызваны тревожным ожиданием  экзамена.

 

Поддержка и самоподдержка

        Кто как не родители могут лучше всех поддержать ребенка в сложный период.  Во время подготовки к экзаменам взрослые частенько используют метод  не поддержки, а запугивания, говоря: «Если не  напишешь ЕГЭ, не сможешь поступить!» ,  «Занимайся, а то не сдашь экзамен!», «Ты никогда не напишешь, так Марьванна сказала!», «Вот Петя точно сдаст, а ты – сомневаюсь!»  

      Это ли помогает ребятам включиться в  подготовку, мотивировать на упорные занятия, поверить в собственные силы?

Давайте будем говорить:

- Я верю, ты справишься!

- Когда выполнишь задания, проверь, и ты сможешь исправить, если увидишь  у себя ошибки.

- Баллы на экзамене  не определяют мое отношение к тебе!

-  Скажи себе: « Я справлюсь, я смогу!»

- Тебе нужна моя помощь?

 

 

      Родителям  детей с ограниченными возможностями здоровья нужно знать, что по  Положению о ЕГЭ  для ребят существует  выбор форм сдачи  выпускного экзамена.  Выпускники XI (XII) классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний – это может быть единый государственный экзамен либо государственный выпускной экзамен.

        К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

 

    Существуют специальные правила организации ЕГЭ для выпускников 11 классов с ограниченными возможностями здоровья, которые представляют возможность проведения  ЕГЭ в более щадящем режиме – с увеличением времени на  ответы на 1,5 часа, специальным оборудованием кабинетов и пр. Эти условия организации и проведения ЕГЭ для учащихся с ОВЗ определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников.

     Для определения необходимых условий проведения ЕГЭ выпускник с ОВЗ при подаче заявления на участие в ЕГЭ должен предоставить один из следующих документов (оригинал или ксерокопию):

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
  • справку об установлении инвалидности, выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

 

   Чтобы попасть на психолого-медико-педагогическую комиссию нужно обратиться к администрации учебного заведения, в котором обучается выпускник и узнать, где и когда проводится районная или муниципальная ПМПК, какие документы необходимо собрать для прохождения комиссии. Важно постараться успеть все оформить в срок, потому что данная форма экзамена обычно организовывается в специально выбранный день для всех, имеющих показания к облегченному формату.  

 Рощина О.В.©

 

 

        Для более полного представления о возможностях психологической подготовки  к ЕГЭ  рекомендуем ознакомиться с  книгой  М.Ю. Чибисовой "Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями".  В одной из глав рассматриваются  проблемные зоны в подготовке школьников к ЕГЭ с точки зрения индивидуальных особенностей восприятия и интеллектуальной сферы,  нервной организации и характера. Приведем информацию из книги, а вы подумайте, нет ли в описаниях различных типов учеников портрета вашего ребенка.

 

Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену (рекомендации педагогам и родителям)

Учебная деятельность каждого ребенка связана с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и др. Психологи выделяют группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче единого государственного экзамена, и предложили некоторые возможные пути оказания поддержки этим детям. Итак,

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ

Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости логически мыслить. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно "левополушарно" по своей сути (требует умения анализировать и сопоставлять различные факты).

На этапе подготовки к экзаменам рекомендуется.

Чтобы учебный материал лучше усваивался, важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важнопроиллюстрировать примерами или картинками.

Во время экзамена рекомендуется. Правополушарным детям лучше пробовать свои силы не в простейших тестовых заданиях (заданиях типа А), а там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора (к заданиям типа В и С).

ДЕТИ-СИНТЕТИКИ

Краткая психологическая характеристика

Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется тем, что  они опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуютобщие взаимосвязи.

Основные трудности

Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

 

На этапе подготовки рекомендуется.

Очень важно развивать аналитические навыки, учитывая, что общий ход деятельности — от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?

Во время экзамена рекомендуется.

В начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.) Как распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя "посмотреть, правильно ли они сделали". Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

На этапе подготовки рекомендуется.

Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.
Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: "Я уверен, что ты справишься", "Ты так хорошо справился с контрольной по физике".

Во время проведения экзамена рекомендуется.

 Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: "Я здесь, я с тобой, ты не один". Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится'.

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания).
Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Основные трудности

Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче ЕГЭ они дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

На этапе подготовки рекомендуется.

 Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций("Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным"). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение ("Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?").

Во время экзамена рекомендуется.

Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: "Я уверен, у тебя все получится", "Ты обязательно справишься". Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?" – и предложить ему альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?"
Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько". Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

Краткая психологическая характеристика

Обычно этих детей характеризуют как "невнимательных", "рассеянных". Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

Основные трудности

ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

На этапе подготовки рекомендуется.

Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.
Бесполезно призывать таких детей "быть внимательнее", поскольку это им недоступно. 

Во время экзамена рекомендуется.

Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: "Ты как?", "Ты сейчас что делаешь?". Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребенок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И "ОТЛИЧНИКИ"

Краткая психологическая характеристика

Дети данной категории обычно отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и высоко оценено. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

Основные трудности

ЕГЭ для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица "Лучшее — враг хорошего". Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

 

На этапе подготовки.

 Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между "достаточным" и "превосходным". Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменацинном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.

Во время экзамена

перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: "Какие задания ты решил сделать?" и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: "Сколько тебе еще осталось?" – и помогать ему скорректировать собственные ожидания: "Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию".

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.

Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.

Основные трудности

ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновенияощущения усталости.

На этапе подготовки рекомендуется.

 При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: "Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал". Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.
Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

Во время экзамена рекомендуется.

Астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организоватьнесколько коротких "перемен" (отпустить в туалет и т.п.).

 

Синергия-Инфо